"Опасное это дело, Фродо, выходить за порог… - говорил Бильбо Бэггинс, имея в виду вовсе не цитату из Бродского, - стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт!"
Мне это чувство знакомо с юных лет. В школе у меня было мало друзей, и я не разделял увлечений сверстников. Многие – хотел бы разделить, но не мог. "Денди" у меня появилась слишком поздно, "Сега" – так и не появилась, картриджи для "Денди" были заиграны до дыр.
Поэтому моим увлечением, моей отдушиной, были путешествия!
Не те, которыми сейчас сверкают сейчас аккаунты в "Иснтаграме". Какие путешествия у трудного подростка в 90-е? Так, прогулки... Я выходил за порог, иногда – с друзьями, иногда – один, и шел! Благо, жили мы на окраине города, и ходить было куда. Вокруг – березовые рощи, луга, поля, озера… Чем старше я становился, и чем крепче становились мои ноги – тем больше интересного я находил в окрестностях. Заброшенный колхоз, из прогулки по которому родился первый мой опубликованный рассказ "Исследователь жизни". Место посадки НЛО (оно реально выглядело очень странно, и вторично найти это место я не смог). Таинственное озеро, остававшееся спокойным даже в сильный ветер… Да много чего еще!
А в 14 я открыл для себя автостоп, и путешествия стали дальше, дольше и разнообразнее. Но это уже совсем другая история.
А нынешняя история – она о другом. О географии.
Это сейчас, где я бы не я оказался – я легко сориентируюсь на местности. У меня ж в руках смартфон с картами! Серьезно, вы задумывались когда-нибудь, насколько карты и навигаторы облегчили нам жизнь? Вы можете быть топографическим кретином до костного мозга, но навигатор выблудит вас из любой географической жопы! Доведет хоть до дома, хоть до адреса друга в городе, на другом конце России.
А тогда, в 90-е… Навигатор был один: приложение "Язык", который теоретически может довести вас до Киева. Что особенно актуально, если надо вам в Сызрань!
Хотите узнать больше?
Мы вышли из дома. Неразлучная троица по прозвищу БТР. Баран, Толстый, Рыжий. Мой цвет волос вы знаете, по комплекции я тогда был самым натуральным дрищом, так что методом исключения вы без труда угадаете, какое прозвище я носил лет в 13-14.
Мы не знали, куда мы идем. Мы просто шли… Шли мимо Пашинских полей, которые засадили кукурузой на силос, прикидывая, что скоро кукуруза созреет, и мы начнем ходить за ней в рейды. Шли по дороге в полях, шли мимо рощи, где часто зависали наркоманы, шли знакомыми тропами, сворачивая на незнакомые и делая знакомыми и их.
Шли, болтали, обмениваясь пошлыми шутками (ну а какие они еще могут быть у подростков?), и в какой-то момент поняли, что больше не знаем, где мы. Мы оказались не просто на незнакомых тропах, а в совершенно незнакомых краях. Нет, с ориентированием на местности у меня всегда было хорошо. Стороны света, направление на дом я всегда чувствую, заблудить меня где-либо довольно проблематично. Я по-прежнему знал, в какой стороне дом, но ГДЕ МЫ КОНКРЕТНО СЕЙСАС – понятия не имел.
И вот, миновав дачи, мы вдруг вышли к микрорайону из панельных пятиэтажек.
Попробуйте осознать наше недоумение: мы жили на окраине города. За "Снегирями" город заканчивался, и начиналось великое ничто. И вот мы, выйдя из города, вдруг приходим В ГОРОД! Как такое возможно?
Во дворе одного из домов тусовались пацаны примерно нашего возраста. Активировав навигатор "Язык" мы направились к ним, желая сориентироваться на местности, и будучи порядком озадаченными, мы задали самый идиотский вопрос на свете:
- Ребята, подскажите, пожалуйста, ГДЕ МЫ?
Пацаны переглянулись между собой, и, будучи ошарашенными нашим идиотским вопросом, выдали самый идиотский в данной ситуации ответ:
- Ну… Э… Здесь!
- Так, ладно. Попробуем по-другому. Это какая улица?
Вопрос тоже был идиотским, потому что мы стояли возле дома, на котором, естественно, была табличка: "Солидарности, 95".
- Солидарности!
Где находится улица Солидарности мы не имели ни малейшего понятия. Год спустя я уже прекрасно ориентировался в Пашино, но на тот момент солидарны мы были только в одном: мы по-прежнему не понимали, где мы находимся.
- Ладно. Попробуем иначе. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Пацаны обалдели окончательно. Из каких-то дебрей к ним выбрались трое подростков, и спрашивают, какой это город. На сбежавших из чеченского плена мы похожи не были, хотя бы потому, что чеченов в окрестностях не водилось. Цыгане водились, и людей, по слухам, воровали, но опять же, мы не выглядели побитыми, помятыми и голодными. Только слегка запылившимися и глупо улыбающимися.
Может мы из будущего? С другой планеты? Но тогда где наши летающие скейтборды, бластеры и скафандры?
- Это… Ну… Новосибирск!
Так. Уже хорошо. Мы вышли из Новосибирска, где-то блуждали, и снова пришли в Новосибирск. Пространство не сжалось рядом с нами в точку, Земля не коллапсировала, нас не выкинуло в Москву, не выкинуло даже в Томск… А жаль, кстати. Сейчас бы меня какая-нибудь аномалия в Москву закинула, а то перелет стоит дороговато.
Ладно, что мы узнали из этой долгой и содержательной беседы? Да по сути ничего. Мы по-прежнему понятия не имели, где мы. Чего мы добились? Мы выставили себя полными дебилами. Что делать дальше?
В любой непонятной ситуации веди себя так, как будто все идет по плану. Мало ли, какой идиотский у тебя план? Я напустил на себя крайне пренебрежительный вид, как будто мне все ясно, кивком поблагодарил своих собеседников, сделал шаг в сторону, надеясь, что друзья последуют за мной, а не продолжат задавать вопросы, которые выставят нас еще большими идиотами (хотя куда уж больше-то?). И вдруг, сделав первый шаг, вдруг обернулся. Типа я что-то забыл. Сущую мелочь! Мне абсолютно все понятно, тотально все ясно, но…
- Кстати, пацаны, а автобусная остановка здесь в какой стороне?
- В той!
Снова максимально серьезный кивок. Я знал, где эта остановка. Я просто на секунду усомнился в своих знаниях, и решил кое-что уточнить. Ну, так, на всякий случай. И кстати…
- Кстати, а какие автобусы у вас тут ходят?
На этом я прокололся. Только сбежавший из цыганского плена, и случайно оказавшийся в этой части города человек, мог предположить, что в 1997 году на Солидарности ходили автобусЫ! В такую жопу мира ходил один. Один маршрут – одна жопа!
- АвтобусЫ? Гыгы. Только 53-ий.
Этот номер мне тоже ни о чем не говорил. Я понятия не имел, куда ходит 53-ий, а значит я по-прежнему понятия не имел, где мы оказались, отмахав 6-7 километров от дома. Идти обратно пешком, кстати, совершенно не хотелось. Раз здесь ходит автобус – можно попытаться на нем уехать. Кстати…
- Кстати, а куда 53-ий ходит?
То ли я задавал слишком много вопросов, то ли мой последний вопрос был вне зоны эрудиции моего собеседника. Возможно, он действительно не знал, куда ходит автобус из его массива. Ну, то есть не знал его конечной… Но, конечно же, он знал общее направление движения автобуса, и не преминул этим поделиться.
- В Новосибирск.
- А, ну да… Спасибо! – сказал я, махнув друзьям рукой, мол, все понятно, пойдем дальше.
Мы вышли из Новосибирска, полтора часа где-то шарахались, удаляясь от города, вышли в Новосибирск, и сейчас сядем на автобус и поедем в Новосибирск. Город – точка, город – петля, попадая в его пространство – пропадаешь навсегда.
Мы, конечно, разобрались потом, что Солидарности, а точнее – весь поселок Гвардейский – это части Пашино, а Пашино считает, что оно – Новосибирск, хотя не все с этим согласны. Но в тот момент мы действительно засомневались: а не схлопнулось ли вокруг нас пространство? Ну, и не шизанулись ли мы вконец?
P.S. Уже когда эта история была написана, встретил я в районе Заельцовского кладбища двух крайне поддатых, но очень счастливых мужичков.
- Слушай, братишка, подскажи, пожалуйста! Как нам в Новосибирск попасть?
Вот тут-то я и вспомнил нашу юную троицу, выбравшуюся в "Гвардейский"...
- Как бы вам так сказать, дорогие мои товарищи... Вот туда, вперед - Новосибирск. И вот туда, назад - тоже Новосибирск. И даже вот сюда, направо, через лес, поля, забор и охраняемый объект - тоже Новосибирск. И единственное, где НЕ Новосибирск - это как раз там, где мы с вами сейчас находимся!
- Во мля...
- А вам куда надо, собственно, уважаемые?
- А нам бы... На "Кулацкий" нам!
- Ну, это меняет дело и дает нам точное указание, куда вам двигаться! Верной дорогой идете, товарищи! Вот на эту остановку, и на автобус. Какой - увольте, не подскажу! Удачи!