Начать эту заметку я хотел бы тремя цитатами.
1) "Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов." Ее приписывают Эйнштейну, но в авторстве я сильно сомневаюсь. А мысль хороша.
2) "Даже не знаю, как бы я объяснил Марти Макфлаю, что в кармане у меня устройство, дающее доступ практически ко всей информации, накопленной человечеством, но я использую его чтобы смотреть фотографии котов и спорить с незнакомцами." Автора не знаю, да это и не важно.
3) "Информация! Вот что стоит дороже всего в современном мире!" (с) Герой Мартина Шина в "Уолл Стрит".
Знаете, что я заметил? Люди перестали видеть информацию. Перестали ее воспринимать!
Когда я был молод, чтобы найти какие-либо данные для курсовой или диплома, мы шли в библиотеку. Чтобы получить доступ к нужной информации, нужно было перелопатить библиотечный каталог, выбрать нужные тебе книги, переписать их библиотечный код на листочек и отнести библиотекарю. Это было таинством, это было маленьким квестом, который нужно было пройти, чтобы узнать секреты голографии, оптоэлектроники или материаловедения.
И чем сложнее информацию добыть, тем ценнее она была, тем лучше запоминалась.
А теперь? "Ок, гугл, найди мне схему монохроматора".
Все так легко, все доступно, не нужно тратить кучу времени на сидение в библиотеке, на поиск нужной тебе книги и переписывание данных. Здорово? Очень здорово. Вот только в мозгах, в которые каждый день вливаются террабайты информации, она перестала задерживаться.
Когда в компании друзей кто-то рассказывает хороший анекдот, придя домой все участники посиделок обязательно перескажут его семье. Но стоит зайти в группу "Самые смешные анекдоты мира", и, пролистав с полсотни отличных шуток, вы не запомните ни одной.
Почему золото так ценно? Потому что его мало. Потому что оно тяжело достается.
Говорят, раньше люди были начитанными, а теперь в основном нагугленные. Тоже хорошая мысль, но неверна уже и она. Люди в принципе разучились искать информацию и разучились ее обрабатывать. Но что самое страшное - они разучились видеть ее. Даже если она у них под носом!
Я регулярно сталкиваюсь с этим на работе. Высылаю клиенту прайс, а через минуту – звонок:
- Кирилл, привет! Сколько стоит пачка пленки А4?
- Я же тебе только что прайс выслал!
- Да я в нем ничего понять не могу. Сколько стоит, а?
У нас неимоверно сложный прайс! Три столбца: артикул – наименование – цена. В "Экселе"! Нажать ctrl+F и вбить в поле поиска слово "Пленка" – это слишком сложно. Для этого нужно иметь как минимум
Читать дальше?два высших образования. Куда проще потратить время – и свое, и мое, и позвонить мне. 30 секунд на поиск против 5 минут на звонок, письмо или стук в "Аську" с вопросом.
- Я вот у вас на сайте увидела ламинатор. Сколько он стоит?
На сайте написана цена. Клиент не в состоянии ее увидеть.
- А он есть в наличии?
На сайте подробно прописано наличие ламинаторов на всех наших четырех складах. Просто опусти глаза.
- А можно вес и объем груза?
- Смело верьте данным в счете. Там они есть.
- А где?
- В СЧЕТЕ!
Просто открой счет! Там внизу вес и объем!
- Я вчера счет оплатил...
- Зря. Он удален неделю назад!
- КАК???
- В счете подробно прописан срок его жизни. Три дня с момента выставления. Почитайте.
- Ну вы даете, хоть бы предупредили...
- Так мы и предупредили. В счете все прописано.
- Да кто там это читать будет?
Я со смехом и, в то же время, с грустью читаю новости о людях, взявших кредит в пункте микрозаймов и с удивлением обнаруживших, что их 5 тысяч через неделю превратились в 10.
- Мы же не знали, что там такие проценты...
Вы подписывали договор. Вы его не читали вообще?
Один близкий мне человек, продавая квартиру, подписал договор с грабительским процентом, который он должен отдать агентству недвижимости. И сильно удивился, когда с него этот процент потребовали.
- Но они же говорили, что комиссии за продажу не будет!
- Нет, они говорили не так. Они просто использовали хитрую формулировку. "Фактически платить комиссию за продажу будет клиент, который купит вашу квартиру. Из той суммы, которую он собирался вам заплатить."
Договор. Вся информация в договоре! Ты подписал договор, ты согласился с его условиями!
Иногда я думаю: может быть, дело не в избытке информации, а в тотальном инфантилизме, биче современного общества? Ведь это куда проще: свалить все на другого, а самому быть не более, чем передаточным звеном?
Опять же чаще всего я вижу это на работе. Регулярно я получаю письма и звонки от клиентов с просьбой помочь в подборе техники. Снабженцы известных новосибирских компаний, а зачастую – директора этих компаний: серьезные и уважаемые люди с большим опытом и большими деньгами, пишут мне: "Кирилл, у меня запрос на резак А4. Подберешь?"
Заметьте: не "Помоги МНЕ, пожалуйста, подобрать резак", а и именно "У меня запрос на..." или "У меня тут клиент хочет..." То есть собственно мой клиент тут как бы и не причем, он просто транслировал мне запрос СВОЕГО клиента. Получил и передал дальше. У меня тогда только один вопрос: "Чувак, а ты тогда нафига нужен?"
Вы можете возразить, что это лишь оборот речи. Но нет! Пообщайтесь с этими людьми хотя бы недельку, и вы поймете: они видят себя лишь в роли провода, передающего информацию. Разобраться в ней самим, вникнуть, понять, чтобы повысить свой профессиональный уровень – это не их цель. Цель – просто пропустить что-то через себя, особо не напрягаясь.
- У меня запрос на резак А4. Поможешь подобрать?
- А какой резак нужен? Роликовый? Сабельный?
- Не знаю. Клиент сказал, что просто резак.
- Ну и что мне тебе предложить, если ты не знаешь?
- А ты предложи мне и то, и то: пусть клиент выберет!
Клиент выберет! Не он разберется и поможет клиенту в подборе, хотя в этом и заключается его задача как продавца: узнать потребности клиента и предложить ему что-то оптимальное.
Пусть клиент сам разбирается, и все тут.
Этим людям бесполезно рассказывать о видах резаков, они не в состоянии увидеть информацию даже у себя под носом. Инфантилизм + избыток бит = поколение идиотов. Даже не поколение, нет... Эта болезнь скосила людей совершенно разного возраста и социального статуса. Век идиотов.
Кидаю знакомой приглашение на свой творческий вечер. Приглашение в социальной сети вступить в группу этого вечера, где гордо красуется афиша: "Ебалайство и лирика", 22 ноября, начало в 20-00. Вход свободный.
- Кирилл, привет! А где и во сколько?
Просто подумайте, сколько нужно нажать кнопок и сколько раз пошевелить мышкой, чтобы набрать это сообщение? А сколько раз нужно ткнуть мышкой, чтобы открыть афишу и увидеть и дату, и время, и место? ОДИН РАЗ!!! Но для этого нужно включить отдел мозга, отвечающий за поиск информации, отвечающий за его обработку, а это слишком сложно. Проще спросить.
В "Годвилле" - игре, знакомство с которой породило целый цикл моих произведений, меня часто находят люди, читавшие эти самые произведения. Обусловлено это тем, что о появлении в сети романа "Там, где правит Рандом", создатели игры оповестили в блоге, и количество скачиваний тут же перевалило за 5 000.
- Привет! Читал твой роман. Клево! А продолжение будет?
- Да оно уже давно есть.
- А где почитать?
"Ок, Гугл, найди мне мне официальный сайт Кирилла Кудряшова, а то мне так понравилось его произведение, что я хочу еще!"
Господи, да о чем я, он демиурги "Годвилля" же давали ссылку на скачивание на сайт, где я храню fb2 фалы. Если бы чувак захотел почитать еще - достаточно было просто ткнуть в фамилию "Кудряшов", и посмотреть, что там есть еще!
А если зайти еще дальше, то в заголовке каждого произведения я всегда указываю свой сайт.
Есть у меня такая фишка: иногда на страницах групп, посвященных "Бумажным письмам" я нахожу интересных людей и отправляю им свои произведения. В сопроводительном письме я обычно честно предупреждаю, что мое почтовое отделение работает через одно место, и обычные письма ко мне не доходят, по сему при появлении желания ответить, сделать это можно либо электронно, либо заказным письмом.
Никто не отвечал. Я уже начал гадать: то ли я так плохо пишу, то ли почта не работает вообще, и мои письма не доходят... Ну ладно, на заказные письма всех жаба давит, это же на 30 рублей дороже простого, да еще и на почте стоять в очередях, отправляя их. Но в заголовке рассказов есть мой сайт, а на нем есть раздел "Контакты"...
А потом я стал просто добавлять в письмо свой адрес в "Вконтакте".
Стали отвечать! Почти все стали отвечать!
И тут я представил, как эти люди ходят в лес за грибами и уходят ни с чем! Ведь на полянках не стоят корзины с грибами, грибочки нужно искать в тени деревьев, да еще и укрытые листвой...
А если они находят грибы, то тем же вечером умирают. Ведь чтобы найти отличия поганки от подберезовика надо спросить, или погуглить. А это неимоверно сложно!
Век информации, которую можно добыть буквально за секунду, но которая уже никому не нужна.
22 июня. Одна знакомая присылает мне анекдот: "Фашист в концлагере сгоняет детей в газовую камеру. К нему подходит одна девочка с котенком на руках и спрашивает: "Дяденька, а можно я с собой котенка возьму?" – "Котенка? Ну и садистка ты, девочка!"
Я отвечаю: "Хороший анекдот, конечно, но... Черновато твое чувство юмора, 22 июня такие шутки травить!"
Остановись! Просто спроси: "Ок, гугл, что произошло 22 июня?" Остановись, потрать лишнюю секунду на поиск информации, будь хотя бы нагугленной, если ты не можешь быть начитанной! Это же так просто... Но нет, она уже пишет мне: "А что сегодня за день?"
После этого разговора я уже не удивляюсь и тому, что холокост – это какой-то еврейский праздник. Видимо он идет сразу после хануки! И особо везучие евреи в этот день получают путевку в Дахау. Как, вы не знаете, что такое Дахау? Курорт такой, тоже еврейский, рядом с Бухенвальдом, там прекрасно можно погреть старые кости и пройти процедуру липосакции. Пустить жир на мыло, проще говоря.
Вы заметили, как в социальных сетях становится все меньше и меньше крупных текстов? Как исчезают аналитические обзоры на новостных сайтах, как безжалостно урезаются любые статьи в угоду перегруженным информацией читателям?
"Много букаф" – это диагноз.
Но и это еще не все. Теперь, если хочешь чтобы твой пост в социальной сети заметили, ты должен прикрепить к нему картинку. Картинку для привлечения внимания! Оптимально – если она будет с котиками.
Я сначала думал, что это кошмар, пока не понял, что информационная деградация пошла дальше. Теперь чтобы твой текст восприняли, он должен быть ультракоротким и БЫТЬ НАПИСАННЫМ НА КАРТИНКЕ!
Инфантильные люди, пресыщенные информацией, стараются максимально ее избегать. Закрыться, узнавать как можно меньше нового, не вдумываться и не анализировать. Пусть за них решает кто-то другой. Пусть кто-то другой разберется за них, кто же был хорошим: Гитлер или Сталин, а они, если повезет, запомнят это на несколько часов, пока эта информация не будет вытеснена другой.
Я вижу, как люди покупают в магазине пачку кофе весом 200 грамм с надписью "20% бесплатно", за 500 рублей, проходя мимо пачки того же кофе из старой партии – 250 грамм за 510 рублей. Ведь 500 – это дешевле, чем 510, да и 20% бесплатно.
Я вижу, как люди покупают какао-напиток за 200 рублей, не обращая внимания на какао-порошок за 50. Потому что в какао-порошок еще нужно добавить сахар, а в какао-напиток – нет, он уже добавлен заранее.
Я слышу, как гуру саморазвития рассказывают людям о том, как цвет их футболки вступают в резонанс с волной их души, и вижу, как люди верят в это, хотя у каждого в кармане лежит устройство, имеющее доступ практически ко всем знаниям человечества. Которому достаточно сказать: "Ок, гугл, какова длина волны зеленого цвета?", чтобы узнать, с какой же частотой должна колебаться их душа, чтобы войти в резонанс с цветом футболки.
А еще я преподавал в школе. Еще до того, как Цукерберг и Дуров изменили мир, и информационный поток прорвал последние сдерживавшие его дамбы, обрушившись на сознания людей. Уже тогда я поражался тому, что ученики 11-го класса способны решать задачи только по формулам. Подставляя в них определенные значения. И если им не написать на доске v=100 км/час, а просто сказать: "Скорость равна..." – они надолго зависнут, пытаясь понять, почему же в формуле буква v есть, а на доске v - нет?
У меня – все. Я продолжаю писать длинные по современным меркам заметки. Я продолжаю считать, что рассказ должен содержать более 5 предложений. И я продолжаю впитывать информацию. Любую, которая мне чисто теоретически может пригодиться.
Я все еще умею ее воспринимать и раскладывать в голове по полочкам. И даже более того, я все еще умею ее искать, если мне надо!
Однажды я сделал сделку по продаже цветного принтера благодаря тому, что знал ТТХ ракеты "Тополь-М". А когда я выбирал себе набор ножей, я на несколько дней закопался в материаловедение, изучил марки сталей и бренды производителей ножей, прошелся по нескольким магазинам и примерил несколько ножей себе по руке, и только тогда купил то, что счел необходимым именно мне, и подходящим по соотношению цена/качество. И знаете что, я могу сейчас без подготовки встать за прилавок того магазина, где купил свои ножи, и успешно консультировать клиентов. Гораздо успешнее, чем стоявшая там в момент моей покупки девушка, знания которой о дамасской стали ограничивались лишь: "Ну э.... они э... Прочнее, в общем." А как вытянулось ее лицо, когда я спросил, насколько твердость по Роквеллу у дамасского клинка больше, чем у штампованного...
Скажете, слишком сложно? Скажете, что мне просто нечего делать?
А давайте я просто расскажу вам анекдот?
Первая мировая война. Рота немецких солдат, поддерживаемая артиллерией, занимает господствующую высоту. Английские матросы под шквальным огнем бегут наверх, закидывают укрепления немцев гранатами и выбивают врага с позиций.
Немцы откатываются, перегруппировываются и новой волной идут на приступ, неся страшные потери, но все-таки выбивают англичан с высоты.
Англичане, перевязав раненых, с криком "За королеву", снова выбивают немцев из укреплений. Немцы, собравшись с силами, проклиная и британскую королеву, и собственного канцлера, снова овладевают высотой, выбив оттуда ненавистных англичан.
И вот британцы снова идут на приступ, и тут командир роты замечает сидящего в кустах дезертира, надеющегося переждать там бой. Он отбегает от своих, подходит к кусту и спрашивает:
- Простите, а вам не скучно?
хотя вот что касается звонков насчет наличия товара, я могу объяснить, почему люди так делают. достаточно один раз приехать в нужный магазин и услышать "ой, у нас на сайте информация устарела, надо было вам заранее позвонить". то же касается цены.
а на тему "загуглить быстрее, чем спросить" - далеко не всегда быстрее. например, если тормозит браузер. или если нужна информация чуть сложнее, чем дата начала вов. у нынешнего моря информации есть еще один недостаток - она часто не слишком точна и достоверна.
Все бы хорошо, если бы вопросы о наличии не задавали постоянные клиенты, которым уже неоднократно говорилось, что сайт наш не врет. В целом-то я наоборот одобряю такую практику. Только логичный звонок должен звучать так: "У вас на сайте написано, что ламинатор в наличии. Это не ошибка? И можно его зарезервировать, а то как бы его не сперли, пока я к вам еду?"
А на счет гугла... Однажды мне позвонила моя двоюродная сестра с вопросом: "Какой сейчас курс юаня к рублю?" Вот ЧТО навело ее на мысль о том, что я знаю это лучше, чем "Гугл"?
А как-то один человек попросил меня посмотреть, есть ли пробки на его маршруте, мотивируя это тем, что, внимание, ЕМУ САМОМУ ЛЕНЬ! Надеюсь он не удивляется тому факту, что он у меня в черном списке на всех устройствах?
а потом пришёл лесник и выгнал всех из своей избушки (с)
отличный текст! я вот разрываюсь между желанием писать длинные портянки с подробным описанием виденного и десятком фотографий вк, где их могут облайкать и обрепостить - и пока не делаю ни того, ни другого
мотивируя это тем, что, внимание, ЕМУ САМОМУ ЛЕНЬ! очень распространенный мотив, кстати. видимо, человек недооценил степень близости отношений)