воскресенье, 30 июня 2013
Сегодня я имел удовольствие буквально слиться с небом. Без рева турбин, иллюминаторов… Я бы сказал, что летел в тишине, как птица, расправив огромные крылья, но… При скорости в 120 км/час шум ветра достаточно основательный, так что тишины не получилось.
"Бланик" - это планер. По сути - маленький самолет без мотора. Поставь на него двигатель и у тебя будет полноценный самолет… Ну, точнее, почти полноценный - еще баки надо куда-то прилепить, а места нет.
"Бланик" - это совершенство, разработанное чехами еще в 50-х годах. Ведь все гениальное - просто, верно? Обтекаемый фюзеляж, длинные и широкие крылья. Махонькая кабина на двоих, в которой так тесно, что не пошевелиться… Но ведь и не хочется! Хочется любоваться небом над тобой и землей под тобой.
читать дальше
Не без труда меня утрамбовали в кабину. Прочли инструкцию по ТБ, после которой лететь расхотелось наглухо. Сводилась она к тому, что после того, как инструктор заорет "Прыгай!!!" и добавит пару отборных выражений, я должен не раздумывая сигануть из кабины в никуда. И не важно, что у меня нет опыта прыжков с парашютом. Не важно, что только на то, чтобы вытащить ноги из пространства в фюзеляже у меня уйдет минуты две. Я должен прыгать, иначе хана.
"Вас, конечно, долбанет крылом, да и при приземлении ноги поломаете, но скорее всего живы останетесь!" Как-то так. Утешило, правда, то, что: "Ну, пока у нас таких случаев не было, но инструктаж - есть инструктаж!"
И все. От винта!
К нам прицепилась "Вильга" - самолет-буксировщик. Помахала механизацией крыла. Мы помахали ей в ответ. И "Вильга" стартовала, дернув нас за собой.
"Бланику" пофигу, что у "Вильги" есть мотор, а у него - нет. Он оторвался от земли гораздо раньше своего буксировщика, настолько велика подъемная сила его крыльев.
И мы полетели… Болтанка, боковой ветер, "Вильгу" мотает, нас на прицепе мотает также. Я держу в руках пакетик… Не то, чтобы мне плохо, но на всякий случай. Высотомер медленно отсчитывает метры. 100, 200, 300… Скороподъемность - 1 м/с.
На 950 метрах над нами повисает серая махина облака и инструктор, пилотирующий наш "Бланик", отцепляет трос. Свободное парение! Прыжки с одного восходящего потока на другой. Сказка! Забыто все! Все проблемы - на земле, а счастье - в небе! Полное, безмятежное счастье.
- Вы как? - интересуется инструктор. - Не тошнит?
- Вроде не очень!
- Тогда держитесь!
Бланик соскальзывает в нисходящую спираль, дав крен градусов 45, если не больше!
- Ох ты ж б… е…. на… - восторженно кричу я, прижимая руки к груди, словно надеюсь так удержать рвущийся на волю желудок. Тяжело любить небо и иметь морскую болезнь! - Вы не возражаете, если я буду время от времени громко материться от восторга?
- Да пожалуйста! Как самочувствие?
- В рот мне ноги, на … е…. б…..
- Понятно!
В итоге я все же прошу инструктора таких петель больше не закладывать. Не хочется оставить завтрак в этом прекрасном планере.
- Хорошо! Летим ровно!
И летим… Внизу проплывает аэродром, едва различимые малыши-"Бланики" на земле. Сердце радостно обнимается с желудком, с лица не сходит улыбка. Я высовываю руку из крошечной форточки и словно бы за руку здороваюсь в воздухом. Он плотный, его рукопожатие можно почувствовать. 120 км/час - это не крейсерская скорость "Боинга" 737, но тоже скорость.
- Ну, раз вам плохо, невесомость я, пожалуй, показывать не буду…
- А давайте попробуем!
- Ну, тогда…
"Бланик" ухает вниз. Скорость растет, но насколько - я не вижу, не до того. Сердце замерло от страха и восторга. Я перестал понимать, что происходит и от чего возникают перегрузки, то ли от торможения, то ли от набора скорости, но меня не просто вжимает в кресло, меня плющит! Меня сжимает, словно тисками, а уши собираются переползти на затылок.
И вдруг перегрузка молниеносно меняет знак с положительного на отрицательный. Невесомость! И вот тогда мне становится по-настоящему страшно! Не потому, что я боюсь разбиться или что-то еще - я доверяю пилоту, я доверяю маленькой крылатой машине, что вознесла меня в небеса. Это иррациональный страх непонятного! Мне страшно, потому что меня больше нет. Я исчез! Мой вестибулярный аппарат бьет тревогу, потому что тело, в которое он встроен, лишилось массы, а значит, с точки зрения логики, исчезло! Исчез и планер, у него тоже больше нет веса… И это так дико, так невообразимо страшно и так чудесно…
На несколько секунд я стал частью неба, растворившись в нем!
Спустя секунду гравитация возвращается в положенном ей объеме.
- Ну как?
- Э…. А…. Ы…..
- Понял. Больше так не делаю.
Мы парим!
Крыло планера лежит на воздухе. Фюзеляж намертво встроен в него. Мне не понять страдающих аэрофобией! Воздух надежнее земли, воздух плотен, если уметь изменить его потоки и направить их в нужном тебе направлении. "Бланик" умеет. Маленькая машинка, весом всего в 230 килограмм, несет меня и инструктора, которые в сумме весят немногим меньше, без каких-то видимых усилий. Кажется, мы даже не снижаемся…
Проскакиваем пару восходящих потоков, пару нисходящих. Пора садиться…
- Приготовьтесь, у земли потрясет.
Мой желудок привычно сжимается в комок… И тут мы ухаем вниз! Не проваливаемся, как на нисходящем потоке, а именно ухаем. Угол тангажа, кажется, градусов 40. То есть минус 40! Мы устремляемся к земле, как пикирующий бомбардировщик. Я смотрю на стрелку прибора, показывающего скороподъемность… -5 м/с!
Лишь у самой земли, кажется метрах в трех, мы полностью выравниваемся и шмякаемся единственным шасси "Бланика" о землю. Мягко подпрыгиваем, зависаем в воздухе - планер не хочет на землю, ему хорошо там, в небе, и я его понимаю, снова касаемся земли и так еще пару раз.
Гравитация, бессердечная ты сволочь… С ней не поспоришь, да и с волей пилота тоже. "Бланик" садится. Бежит по земле, совсем немного, останавливается, едва не клюнув носом в траву, и без сил заваливается на правое крыло. У "Бланика" только одно шасси, по центру, под днищем, поэтому на земле он всегда стоит вот так. Нет, не стоит, лежит. Спит, в ожидании возможности снова подняться в небо и обрести свободу…
Вот как-то так… Этот полет - словно чудо, словно сон наяву. Я хочу еще. Хочу жить в небе.
Я не понимаю планеристов. Они уже давно летают, они на "ты" с "Бланиками", но полеты для них - спорт. Состязание. Гонка за победой.
Когда у меня появится такая возможность, я научусь летать. Научусь пилотировать это маленькое крылатое чудо! И я не буду гоняться за наградами и кубками, я буду взлетать просто ради того, чтобы парить, чтобы чувствовать, как радуется "Бланик" каждому восходящему потоку….
@темы:
Размышления о важном,
Ни о чем