Я привык считать, что дети лет до четырех не очень умны. Привык думать, что интеллект развивается у них вместе со способностью читать, а уж в два года у малыша разум точно находится на уровне котенка. Мама – молоко, папа – кататься на шее, нагадил на ковер – шлепок по попе: вот и все логические построения, на которые способен малыш.
Но мой сын убедил меня в том, что я категорически неправ.
Стасу – два с небольшим года, и он разделяет папину любовь к авиации. Хотя бы к бумажной, за неимением никакой другой. Он обожает наблюдать, как я запускаю самолетик, и указывает мне, куда именно его запускать. Самое любимое место запуска – это шкаф в его комнате. Высоченный шкаф, под самый потолок, до которого я даже в прыжке рукой не достаю, при всех моих 183 см. роста. У нас не "сталинка", конечно, но потолки на психику не давят.
В общем, спросишь мелкого: "Куда запускать?" – он, радостно ухмыляясь, отодвинет дверцу шкафа, укажет на самую верхнюю полку и гордо скажет: "ТАМ!" Потому что слово "Туда" он еще не освоил.
А теперь – с чего все это началось. Я сидел на полу детской и кидался самолетиком в сторону шкафа. Ребенку нравилось, правда он спорил со мной относительно звуков, которые издает самолет при падении.
- Фьюююють... Бам! – озвучиваю я запуск.
- Не-а! – мотает головой ребенок.
- Тогда пиздык! – говорю я.
- Да!
- Щас как-то у меня такой пиздык получит! – доносилось из кухни светино ворчание, которое тоже веселило малыша.
И вот, кидался я, кидался самолетиком, и наконец-то свершилось то, что должно было свершиться.
Хотите узнать больше?Он таки залетел на самую верхнюю полку шкафа. Стас радостно захлопал в ладоши, но потом осознал все крайнюю степень происшедшей катастрофы, и тогда, как он обычно делает, ребенок развел руками и изрек: "Каак?"
- А я не знаю, как, - ответил я, решив проверить, что мелкий будет делать. Попросит меня достать? Или сбегает к маме на кухню, чтобы попросить у нее новый листочек?
- О! – изрек ребенок и умчался в сторону кухни, эффектно поскользнувшись на ламинате. Я уже давно предлагаю супруге написать у него на заднице, как у старых "Икарусов" - гармошек: "Занос – 1 м."
"За новым листом бумаги", - решил я, но ошибся. Мелкий взял маму за руку и повел ее куда-то, не смотря на все ее протесты. И повел не в детскую, а в спальню, откуда вскоре донесся их разговор.
- Табуретку взять? – спрашивала Света.
- Да!
- А зачем?
- Да! – тяжело, когда твой словарный запас меньше, чем у Эллочки Людоедочки. Учу его слову "Парниша", но пока безрезультатно.
- Взять и нести?
- Да!
- Ладно, несу...
Света втащила табуретку, выполнявшую функции моей прикроватной тумбочки, в детскую, ведомая ребенком, у которого явно был какой-то план.
- Там! – скомандовал он, указывая на пол у шкафа.
- Сюда поставить?
- Да!
- Поставила. Что дальше?
- Там! – указующий перст ребенка взлетает вверх. Стас показывает, на какую полку залетел самолетик.
- Достать оттуда что-то?
- Да.
- А что?
- Там!
- Вы туда самолетик закинули? – это уже мне.
- Да, - отвечаю, - залетел.
- Нет! – возражает ребенок.
- Пиздык! – поправляюсь я.
- Да! – соглашается Стас.
- Убью обоих! – ворчит Света, но лезет на табуретку, достает самолетик и отдает светящемуся от радости ребенку.
И вот тогда я задумался об интеллекте двухгодовалого малыша. Похоже, он все-таки есть.
Думаете, меня восхитило логическое построение, в ходе которого ребенок сообразил, что нужно позвать маму, да не одну, а с табуреткой? Нет. Это мелочь, это просто, до этого любой додумается.
А вот допетрить, что звать нужно именно маму... Дотумкать, что сидящему рядом папе очень влом отрывать задницу от пола и лезть на шкаф... Вот тут уже незаурядный интеллект нужен, и понимание прикладной психологии.
С тех пор так и повелось: если я закидываю самолетик на полку, Стас говорит свое фирменное "Кааак?" и убегает звать маму. А приходящая доставать самолетик мама смотрит на меня так, что я понимаю: пиздык!